Экскурсия в Москву детей из Елатьмы 10-11 декабря 2011 г. 10 января 2012

Мы решили вновь повторить мероприятие, которые впервые осуществили в прошлом году – организовали выездную двухдневную экскурсию для детей из Детского Дома поселка Елатьмы в Москву. Мы подготовили насыщенную программу для детей: домашний театр, мастер-классы, театр кошек, музей Дарвина, кино, каток и море положительных эмоций детей и волонтеров!

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Первый день начался, когда дети с директором Татьяной Михайловной и еще двумя преподавателями приехали в кафе Муму на улице Профсоюзной. Они были на удивление приветливыми и веселыми (и это после подъема в 4 утра и пятичасовой дороги!), все улыбались, здоровались и жали руки. Они с интересом расспрашивали про то, что их ждет в ближайшие выходные и рассказывали про то, как доехали.
Затем по дороге в Дарвинский Музей нам удалось пообщаться с некоторыми ребятами в автобусе. Они интересовались жизнью в Москве, здешними зарплатами и наличием работы, разговор заходил о планах на дальнейшую жизнь. Один из них, Коля Серафимович, сказал, что хотел бы поступить в военное училище, потому что ему очень нравится спорт, и он сдает все нормативы на отлично. Но ему уже объяснили, что поступление туда не полностью льготное, что необходимо еще сдать все экзамены на пятерки. Тогда Коля рассказал о своих проблемах с русским языком и дробями и попросил с ним позаниматься в следующий наш приезд.Когда мы приехали в Дарвиновский музей, практически никто из детей не знал, кто такой Дарвин, да и вообще об эволюции они были осведомлены маловато… Волонтеры изо всех сил старались вспомнить школьный курс биологии и восполнить пробелы в знаниях детей. Помогали информативные стенды и видео, которыми были увешаны все стены в коридоре под названием «По пути эволюции». Еще в Дарвиновском музее мы нашли стенд с динозаврами (хоть и с большим трудом, разобраться в дорогах и переходах музея было непросто), посмотрели на разных других животных.

По плану из Дарвиновского музея мы должны были отправиться в Вышку на мастер-классы на автобусе. Очень забавно, когда дети спрашивали: «Куда мы идем дальше?», волонтеры по привычке отвечали «В Вышку». Дети смотрели на нас огромными глазами и непонимающе спрашивали «Зачем???», тогда мы объясняли, что это просто название вуза, где мы учимся. Из-за политических событий часть дорог было перекрыто, пришлось постоять в пробках. Когда мы с детьми уже опоздали везде, где можно, решили везти детей на метро. Очень хочется отметить, что дети здорово вели себя там! Не разбегались, не терялись, шли куда нужно. Мы очень беспокоились, что 31 человек в метро – это сложно, но все оказалось куда проще.
В Вышке детей покормили в столовой. Спасибо им большое! Дети с аппетитом все съели, особенно им понравился суп! Затем по многочисленным переходам мы пошли в корпус «В» на мастер-классы и театр. Дети сравнивали наши корпуса с Хогвартс=) Поделившись на две команды по 14 человек, часть детей осталась мастерить войлочные игрушки, а часть отправилось смотреть театрализованное представление. Я пошла смотреть театр и наблюдать за детьми.

И вот тут произошло неожиданное) Представление было в маленьком кабинете, при выключенном свете, с использованием осветительных приборов, концентрирующих внимание детей на конкретном действии на «сцене». Это была не совсем сцена, а скорее парта, на которой перемещались предметы, соотносящиеся с героями постановки. Никогда бы не подумала, что историю про Марию, ее мужа Иосифа, их осла и Вифлием можно рассказать с помощью глиняных горшочков, а сына Марии показать белым перышком. И что самое удивительное, всей этой постановкой заинтересовать 14 детей! (хотя среди них были и тяжело вовлекаемые в подобные вещи). Мы определенно не зря собирали средства на театр! Спасибо большое всем, кто помог в этом! С помощью талантливых актеров дети через веселую историю узнали о серьезных вещах. При этом они сами участвовали в представлении, записывали мелками свои имена, играли ботинками (заранее заготовленными и не только), пасли овечек и отвечали на вопросы. Я не видела ни одного ребенка, который бы остался равнодушным или недовольным, выходя из этого маленького кабинета!

А тем временем ребята сделали красивые салфетки из войлока и показывали нам результат своих трудов. Мы весело болтали и обсуждали театр. И тут вдруг в кабинете выключается !свет!. Сначала мы подумали, что кто-то из детей просто шутит, и настойчиво просили их включить. Но потом поняли, что дело не в них, а в старой проводке в зданиях корпуса В, и аппаратуре театра. Спустя некоторое время пришли электрики и все исправили. Детям очень запомнился этот эпизод без света, даже вечером при разговоре о прошедшем дне дети его вспоминали.
Некоторые ребята постоянно пытались уйти кучками в неизвестном направлении, иногда в неверном, зная сколько в вышке поворотов… И тогда помогало только знание имен детей. Они не откликаются на призыв «Дети!», «Ребята» и другие. Это все восклицания в никуда. Но как только произнести конкретное имя ребенка, который убежал вперед или пошел не туда, он мгновенно оборачивается и реагирует на просьбу не спешить и другие. Этим детям действительно важно не коллективное отношение, а конкретные обращения к ним.
Не у всех детей, делающих игрушки после театра, проснулся интерес к этому делу, и поэтому часть ребята ушли играть в уно и другие настольные игры в соседнюю аудиторию. Ребята уже знали правила, даже не пришлось их учить, и неплохо играли! Мы ввели новое правило – в конце игры скидывать карты, кто быстрее, последний должен был раздавать в следующем кону. Это правило оживило детей, они пытались успеть за всеми и реагировать быстро. Но даже если кто-то не успевал вовремя, они помогали друг другу мешать карты и раздавать. Мы часто сталкиваемся в свои приезды с тем, что дети не умеют делиться (при раздаче конфет и прочего). Ну и пусть! Зато они точно умеют помогать друг другу!

Когда войлочные игрушки были доделаны, и представление театра досмотрено второй половиной детей, мы поехали в гостиницу на автобусе. Там в отдельной комнате мы угощали ребят пиццами, пирогами и конфетами. После этого мы сели в кружок и расспрашивали их о том, что им понравилось, а что нет, и сами делились впечатлениями от прошедшего дня. Все ребята в категорию «понравилось» относили все, произошедшее с ними в этот день. Это неудивительно! Этот день сильно отличался от их привычного распорядка, у них была куча эмоций и впечатлений!

Все волонтеры расходились по домам уставшие, но довольные и счастливые! День точно был прожит не зря!

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Второй день у детей после завтрака в гостинице начинался с катка в саду Эрмитаж. Мы встретили детей прямо у автобуса. Они все были рады нас видеть, интересовались, как спалось, как добрались до дома из гостиницы. Мы пошли переобуваться, детям не терпелось попасть на лед. Но были и ребята, которые не хотели/не могли кататься. С ними провела время одна из волонтеров, Настя Белякова. Спасибо ей! Они с детьми прогулялись до Тверской улицы и о многом успели поболтать. А мы тем временем со всеми катались на коньках. Некоторые из детей практически не умели кататься. Мы с другими волонтерами строили из себя настоящих тренеров, вспоминали как друзья учили кататься нас и пытались научить их. А некоторые чувствовали себя на льду очень уверенно и показывали нам такие повороты-развороты, глядя на которые, мы могли только позавидовать и сокрушаться, «а где же наши 15 лет»)) Лучше всех безусловно был Дорохов Тима из 9 класса. Вот с такими профи мы и играли в салки! Приходилось сильно напрягаться, чтобы посалить кого-то из детей, они оказались очень шустрыми на коньках! Но, тем не менее, это было очень весело!

После катка мы с ребятами отправились в кино на новогодний мультик «Секретная служба Санта-Клауса». В кино мы купили детям кока-колу в поп-корн: их радости не было предела! Затем пошли в кафе “1-2-3″ на обед, все было под рукой, все на одной Пушкинской площади=). После обеда осталось свободное время, которое мы заполнили игрой Активити, и любимое детьми уно.

Далее детей ждала еще одна увлекательная поездка на метро. На этот раз с переходами с ветки на ветку. Но в итоге мы также дисциплинированно и без потери детей добрались до Багратионовской, где ребята должны были посмотреть на Театр Кошек Куклачева. Прийдя в театр, нас начали посещать смутные сомнения, что представление вообще не вызовет интереса у детей. Потому что в основном в зале бегали и бесились дошколята и совсем младшие школьники. У нас же было 28 детей, преимущественно из средних классов. Но сидя на представлении, я постоянно оборачивалась, чтобы посмотреть реакцию детей. Так вот, они искренне смеялись над клоунами и забавными кошками, иногда толстыми и ленивыми, иногда юркими и смелыми.

Затем после очередного «катания на электричках» (дети так называют метро), мы приехали на Марксисткую к автобусу, который вез детей обратно в Елатьму. Когда дети уже сидели в автобусе, мы раздали каждому Хэппи-мил из Макдональдса. Теперь всё, можно было ехать домой. Но, они не называли это «поехать домой», а говорили «теперь мы едем в школу». Надеюсь, в эти два дня нам удалось соблюсти баланс между крутыми, запоминающимися программами и личным общением волонтеров и детей!

Прощаясь, все были очень благодарны нам: дети, директор, педагоги, водители) А мы, в свою очередь, очень благодарили их за то, что они приехали, и мы, волонтеры, смогли так классно провести эти выходные! Не на диване с ноутбуком, а в компании двадцати восьми веселых и общительных детей!

Наверное, мы никогда так не уставали в свой жизни)) Но, это, безусловно, приятная усталость.

Мы говорим спасибо:

Директору Фонда «Здесь и Сейчас» - Татьяне Тульчинской
Арине Столяровой из компании White&Case
Марии Беловой и всем мастерам из журнала “Yes” за мастер-класс по войлочным игрушкам
Павлу Овчеренко из кафе Му-Му на Профсоюзной
Водителям автобуса из Касимова 
Центру детско-юношеского Туризма и Краеведения
Сотрудникам Столовой ВШЭ на Покровском бульваре и лично Владимиру и Евгении Сидоровне.
Татьяне Юрьевне Захаровой и Елене Давидовне Титовой - работа по внеучебной работе со студентами НИУ-ВШЭ
Саше Крюковой и ее замечательному домашнему театру
Сотрудникам и преподавателям факультета МИЭФ за оказанную материальную поддержку
Генеральному директору компаниии ООО “КапиталКОМ” Непряхину Сергею Валерьевичу за предоставление бесплатных билетов на каток в саду “Эрмитаж”
Волонтерам ICEF Outreach: в особенности Насте Федоровой, Ксюше Тумановой, Мише Галашину, Саше Гольберт, Лене Гольберт, Саше Крюковой, Кате Чикулаевой, Саше Никипеловой, Никите Зисману, Паоле Гонсалес, Яне Шамаровой, Ане Демьяновой, Насте Масловой, Галине Кошкиной, Насте Беляковой, Ане Новиковой, Эле Фроловой, Андрею Артюшину.

Смета поездки и отчет об индивидуальных пожертвованиях: Smeta 10-11.12.11

тэги: ,
в жж