Подробный отчет о поездке в ДД “Родничок” 1 мая 2011 г. 18 июня 2011

В начале мая мы ездили в Родничок. Скоро начиналась сессия, поэтому нас было немного – 7 человек, зато трое новеньких – это радует.  Ниже впечатления наших волонтеров.
Истории подлинные, но имена и фамилии детей и родителей вымышленные.

Маша Чернокова, первая поездка 
Я как истинный асоциал, к тому же имевший опыт неприятных и нервных поездок в ДД, очень боялась и переживала. Переживала, что всё будет не так, что мы с детьми будем друг от друга шарахаться, что помидоры я сажать не умею и ничего умного я сказать не смогу.
Но мне в итоге очень понравилось!
Конечно, всё оказалось несколько сумбурно, особенно в начале: было не ясно, что делать, за что браться, куда идти, на кого смотреть, как поступить с обилием волонтеров и исчезавшими из поля зрения детьми.
Но мне понравилось играть с самыми маленькими, понравилось останавливать хулиганистых мальчишек и завоёвывать их уважение, понравилось прививать основы поведения леди юным особам… Мне понравилось играть в футбол, много говорить, делать непривычные вещи, обнимать и брать за руку тех, кто этого хочет и улыбаться глазами тем, кто горд или боиться.
Мне понравилось долгое предвкушение по дороге туда и приятная объединяющая усталость по дороге обратно.
И пускай, я пока что не очень много смогла дать этим детям ни образовательно, ни идейно. Но мне кажется, что я смогу это сделать. И мне понравилось отдавать эмоции.
А ведь это, наверное, очень важно. Дети увлекаются, только когда ты своим примером показываешь, как же круто то, что ты сейчас делаешь. Сразу становится очевидно, насколько важна искренность, честность и неподдельная эмоциональная заинтересованность. Именно это, пожалуй, мне понравилось больше всего.
Сумбурно немного, но да) Там здорово)

 

Наташа Гуртякова, первая поездка 
Для меня это была первая поездка в детский дом, и честно говоря были разные представления и опасения. Но мы старались придумать разные варианты развлечений для детей: активные игры на площадке, рисование плакатов на тему первое мая, собирание пазлов, высадка саженцев, шитье юбочек вместе с девочками, конкурсы и викторины.
Наша встреча началась с активных игр, таких как вышибалы, перекидывание бумажек, догонялки, футбол. С целью немного расстратить детские силы и подготовить к более спокойным занятиям, а именно к написанию историй, собиранию пазла. Но как оказалось, первыми утомились мы сами, поэтому сделали перерыв на чаяпитие, после которого приступили к высадке саженцы, покраске бордюра клумбы, а мальчики так и продолжали играть в футбол.

Я успела пообщаться с некоторыми ребятами, которые мне показались интересными, каждый по своему. Некоторые мальчики очень любознательные. Зато у девочек лучше получается рисовать.

8-летний мальчик Коля решил показать мне набор своих цветных карточек с супергероями, но он еще тогда не догадывался, что я буду просить его прочитать мне описание героев тех карточек, которые он мне показывал. Мы сидели с ним больше часа, и какими-то разными способами(жалуясь на зрение, договариваясь, что я прочитаю только ,если он потом тоже будет читать, при этом проявляя сильный интерес), я пыталась добиться от него чтения по слогам. Паралельно я объясняла смысл карточки, который мне самой иногда казался запутанным.Например, слова мутация, альбинос, чрезмерный, намеревался и другие считаю сложными для восьми летнего мальчика. Однако мне показалось, что в конце он начил читать если не быстрее , то гораздо раcкрепощеннее и увереннее, хотя сначала ужасно стеснялся и отказывался читать.

Катя Талалаева , знакома с Родничком около года.
Очередная поездка в “родничок” сложилась удачно. Это поездка отличалась своей свободой в организации мероприятий, мы не навязывали детям заранее подготовленные игры, не действовали по продуманному сценарию, а просто отлично проводили с ребятами время. Большую часть провели на улице, играя в мяч, сажали рассаду помидоров, огурцов и перцев. Меня поразили знания девочек в области садоводства. Видимо они не в первый раз сажали семена. В этот раз организаторов поехало совсем мало, но это не помешало нам успешно съездить в “родничок”. Всем огромное спасибо, кто в майские праздники смог выбраться к детям)

 

Юлиан Спектор, знаком с Родничком около года.
А еще в этот раз приехали наши друзья из Free-volunteers.
Все вместе мы встречали весну – освежили клумбы, посадили цветы, поставили парник и посадили овощи, с мальчишками сделали стол для пин-понга, с малышами – поиграли в эстафеты, со взрослыми – в футбол, и вместе порисовали. Как всегда старались по-больше пообщаться лично с каждым из ребят.

Мы всегда пишем такие вот замечательные, вдохновленные, позитивненькие отчеты в несколько абзацев, полные эмоций и сантиментов, о том, как мы чудесно съездили, подарили подарки, в игры поиграли и пообщались… Нет, мы не врем, это все действительно так, настроение всегда очень веселое, и это приносит неимоверную радость, и наполняет жизнь смылсом; и играть в “я беру с собой на север” на обратном пути очень классно, гладя на живописные закаты за окном, сжимая в руке подаренную фарфоровую собачку, которая теперь всегда будет стоять на рабочем столе…

Но это только часть правды. В этот раз хочется рассказать не только о новостях, но и о текущих проблемах, и том, как что-то можно решить. А что-то нет. Или не сразу, по крайней мере.

Начну с хороших новостей.

Нескольких ребят забрали в семьи. Например, всеми любимую меленькую Стеллу и Аню, которой я привез плеер – она рассказала мне в прошлый раз, что начинала учиться играть на скрипке, но теперь негде. А слушать классику ей все равно нравится. Сейчас она в больнице – подхватила лишай в санатории, поэтому плеер я передам в следующий раз – уже в доме взявшей ее к себе тети. Очень хочется, чтобы эта семья стала для нее счастливей, чем родная. Надеюсь, что теперь она будет слушать плеер не вместо, а между репетициями на скрипке.

Ремонт будет!  А те, кто остался, будет рады жить в отремонтированном доме. Как рассказала директор Светлана Анатольевна, более всего нуждаются в ремонте ванная комната и кухня. Ванную на себя взяли друзья родничка из BCG, а кухней займемся мы, скоординировшись с ними.

Выпускной. ”Ну, и как будем обустраивать кухню?”, – спрашиваю я девчонок, прибирающих стол после нашего чаепития. – “Так это не нас надо спрашивать” – радость скрыть сложно, да и не очень хочется – “А тех, кто остается.”  Да, для девятерых выпускников Родничка ремонт – это уже чужая история. Им очень хочется чтобы детский дом остался в прошлом. Но будущее, которое их ждет совсем не то, каким кажется. Для ребят из детских домов выпускной не такой, каким он был для нас – городских отличников: они попадают не просто во взрослый мир свободы и возможностей – они попадают в одинокий, сиротливый во всех смыслах, провинциальный мир, в котором они никому не нужны, в котором их никто нигде не ждет. К этой жизни они готовы еще меньше, чем дети из полноценных семей, и за свои ошибки они платят сполна, и платят сами, потому что больше некому. Как бы плохо ни было в детском доме, без крыши над головой, еды и простого человеческого внимания еще хуже. Конечно, ребята не хотят думать о том, что окажутся в такой ситуации, но факты говорят о том, что со многими просиходит именно так . Из разговора с директором я узанл о некотых проблемах, с которыми сталкиваются выпускники.
Поступление в учебное заведение. Как это ни странно, несмотря на известные льготы, у некотрых ребят есть трудности с поступлением. Это касается тех, у кого по каким-то причинам стоит “диагноз” – очень часто неоправданный и несправедливый. Так, у Вити Сафонова, который в прошлом месяце занял 5-е место на шахматном турнире в Петербурге, интересуется программированием, играет на гитаре, учит со мной и с Ани Морчиладзе песни на английском и занимается Самбо, стоит диагноз: “шизофрения”. Я конечно, не специалист, и знаю Рому не так давно – с этой осени, но лично мне было интересно с ним разговаривать каждую нашу встречу. Просто интересно. Признаюсь, интересней, чем со многими моими однокурсниками. Он старше своих лет, вдумчивый, рассудительный, довольно эрудированный для своих возможностей, интересующийся, склонный к размышлениям, и да – с фантазией, пусть иногда и доминирущей над рефлексией к реальной действиетельности, но мне очевидно, что та грань, которая отделяет здорового фантазера от психчески больного не настолько тонка, чтобы не увидеть, что в данном случае, она не пройдена. Может быть, кончено, я тоже шизофреник, поэтому ничего не замечаю… Примерно такой же агрумент приводит местный психотерапевт в адрес Светланы Анатольевны, когда она пытается доказать ему, что все-таки стоит поставить печать на пресловутой 86 справке и дать молодому человеку шанс к нормальной жизни. Но врач-то в городке один.
Аналогичные проблемы еще у троих ребят. Директор сказала, что как правило, в каждом конурентном случае, они находят пути решения – уговорами или конфликтами. Конечно, и мы можем найти деньги на взятку, или рычаги давления на тот или иной “выступ” бюрократичкой системы. Но очевидно, это не решает общих проблем. Потому что их слишком много и они все взимосвязаны.

Семья. Например, все тот же врач – единственный в округе, кто может сделать кодирование – за 3 тысячи рублей – Ирине Тоневой: матери троих детей, беспробуно пьющей, и избивающей своих детей – 8ми летнюю Катю, которая уже прибегала в Родничек, но вернулась домой, 5-летнего Ваню, которого, пока он жил в родничке, научили ходить в туалет и выговаривать пару букв и малолетнюю Соню, которую чудом откачали в местной больнице после месячного голодания. Закодироваться Ирине нужно в течении двух недель, чтобы ее не лешили родительских прав, и она продолжала жить вместе с детьми, которые, ее конечно, любят. И это чистая правда, как бы неверотяно дико это не звучало для нас.
Денег у Ирины, конечно, нет. Все пособие на детей (а она, естественно, одинокая мать), она пропивает. Но кодироваться она хочет. Говорят, после кодирования, год не пила.
Эта семья находится под патронатом Светланы Анатольвена, на днях она была “в гостях” и привезла гостинцев – хлеб, молоко, крупу. Их судьба, по сути, в ее и в наших руках – тех, кто случайно оказался рядом. Если не дать 3 тысчи врачу за кодировние, Ирину лишат родительских прав и дети передут в Родничек. Бюджет финансирует 50 мест в родничке. Сейчас 46. Уходит 9. Приходит 10 новых. “в притык”. Это значит, что если появятся новые, а в Колязине это просихоит часто и неожиданно – приедтся делить бюджет, т.е. буклвально урезать порции макарон с сосисками.
Кому хочется принимать такие решения? Мне не стыдно сказать, что мне не хватило смелости и воли поехать в этот дом и попытаться решить этот вопрос. Потому что это трудно. Стыдно, что я часто делаю вид, что не замечаю подобных проблем. Или что убеждаю себя, что не могу их решить. И стыдно было бы не сказать обо всем этом. А вот ребятам из Free volunteers хватило воли поехать. Я узнаю, что они выяснили и решили, и обязательно напишу. Может быть у кого-то другого хватит воли помочь в этом вопросе, может быть у меня – в следующий раз.
Таковы истории большинства ребят в Родничке. Круглых сирот здесь не много. У большинства есть родители, лишенные родительский прав. Рассуждать о том, что хуже – бессмысленно и как-то, на самом деле, безумно что ли.

Квартира и капитал. Но с точки зрения того, чем можно помочь, отличия есть: у ребят, оставшихся без родителей больше материальной поддержки от госудраства. Во-первых они стоят в очереди, и после окончания среднего специльного или высшего учебного заведения получают (и по словам директора, действительно, получают) квартиры. Во-вторых, с того момента, когда они остаются одни, им начисляется пособие, котрым распоряжается попечитель – детский дом. В случае Родничка, все в порядке – эти деньни не тратятся, и к выпуску у ребят накапливается около 300-500 тысяч. Это вполне сереьзна сумма для провинции, учитвая что 3-4 года обучаенния, им есть, где жить и на что кушать (ежемесячное пособие ооло 5 тысяч. и ежеквартальные дотации на необходимые расходы – одежда и т.д. – то же около этой суммы). Это здорово, но оказыается это влечет дополниельные сложности. Деньгами же нужно распоряжаться! Как показывает статистика, в силу низкой финансовой грамотности, высокой инфляции и большой коррупции, с этой задачей не может справится большинство взрослых Россиян. Чего можно ждать от вчерашних детдомовцах, которые зачастую узнают о том, что не стоит тратить все деньги на джинсы и мобильники из ролевых игр, наподобие той,что мы проводили прошлый раз. И все равно поступают именно так. Частно приходится слышать истории, как очередная выпускница сняла все деньги со счета и через три дня пришла, счастливая, в детский дом с с грудой пакетов – подарками для подружек, и без копейки денег.
Директор и воспитатели стараются, по-возможности предостерегать и контролировать, но не все в их силах. Мы тоже постараемся пообщаться с каждым выпускником и максимально помочь им грамотно распорядится капиталом. Но опят-таки, этого может оказаться недостаточно. Очевидно, необходима более серьезная госудраственная программа повышения экономической и финасовой грамотности выпускников детских домов, например, ограничавающая доступ к деньгам в первые полгода, и обязывающая сдавать какой-нибудь тест, составлять бюджет и т.д.
А вот у ребят с родителями, лишенными прав, совсем другая проблема. Никакого капитала у них нет, так как вместо гос. пособия, они, как предполагается, должны получать алименты от тех самых граждан, которых лишили родительских прав за алкоголизм, наркоманию и грубое обращение. Понятное дело, что никаких алиментов ребята не получают. Квартира им тоже не полагается, так как они в судебном порядке получают долю в квартире бывших родителей (хотя не понятно, какое они теперь имеют к ним отношение формально) и по идее, должны жить с ними, или делить собственность – тоже в судебном порядке. Конечно, большинство, предпочитают не возвращаться “домой”. Тех, что возращаются, как правило, ждет участь родителей.
Квартирные вопросы решать не скоро – через 3-4 года, а вот тем, у кого совсем нет денег, будет очень трудно уже этой осенью, когда они переедут в общежитие, а пособия будет задерживаься до октября-ноября, и магичским образом тратиться в первые несокльок дней… Здесь мы можем и будем помогать.

Быт и обустройство. Проблема для кажого, кто хотя бы раз перезжал на новое место и жил самостоятельно. Многим из нас все прелести общажной или квартиро-съемной жизни знакомы не по наслышке. Ребятам, конечно еще труднее, они привыкли, что все общее, что за них все сделают или по крайней мере, заставят их. Теперь обо всем нужно позабоиться самим. Не говоря уже о том, что ничего нет – ни кастрюль, ни простыней. Но к счатью, с этим помочь, проще всего.

Как будем помогать. Оплатим выпускной в школе – церемония, фотографии, красные ленточки и т.д. По 2500 тысячи. Сумма по местным меркам чрезмерная, как кажется, ну да что поделаешь.
Одежду к выпусному уже заказали. Деньги (60 тысяч) Светлана Анатольевна сказала, что найдет сами. Елси будет необходимость и возможность, мы поможем. Вы тоже можете помочь – сделать пожертвовани, с указанием цели, мы предоставим отчет о выполнении, принести подарочный сертификат из какого-нибудь магазтина/салона красоты и т.д., мы передадим его ребятам. Или вы смоежете сделать это сами – в следующую поездку или, когда ребята приедут в Москву – а будет это в июне (смотри ниже). Вы также можете передать нам новые, красивые и полезные вещи для ребят.
Дополнительные фотоальбомы сделают Free Volunteers, мы им передадим наши фотки.
Хозяйственные наборы оплатят волонтеры из Клуба автовладельцев Ford Fusion – в хозяйстве многое пригождается, но бывает и лишнее. Мы уточним, что туда будет включено, чтобы те, у кого будет желание, могли добавить что-то полезное.

До сентября ребята будут в Родничке, мы успеем поговрить с каждым на тему распоряддения деньгами, напишем финансовый план для тех, кому это актуально, составим план действий, если нужно, сходим в банк и т.д. Выясним, как можно помочь ребятам, которые остаются ни с чем после выпуска – поискать работу, просто положить денег на депозит.

тэги: , , , ,
в жж